«Персей» Бенвенуто Челлини во Флоренции.

«Персей» Бенвенуто Челлини — древнегреческий герой во Флоренции.

Бронзовая статуя Персея, лучшая работа Челлини, находится под левой аркой Лоджии Ланци на огромной площади Синьории во Флоренции. Сильный и неукротимый Герой, убивший Медузу Горгону, хорошо виден отовсюду.
Создал Персея ювелир, захотевший тягаться с Микеланджело. Его имя — Бенвенуто Челлини (1500-1571). Помню из далёкого детства книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Блестящий перевод на русский язык был выполнен Михаилом Лозинским. Бенвенуто Челлини был не только ювелиром, скульптором, воином, но и талантливым писателем. «Жизнеописание» Челлини — одна из самых захватывающих книг, рассказывающая о судьбе Мастера.


Бенвенуто Челлини жил в переломную эпоху, был свидетелем осады Флоренции, Разграбления Рима (1527 г.), видел нищету и роскошь. Жить для Челлини — значит действовать. Он никогда не знал, «какого цвета бывает страх», обладал неукротимым, вспыльчивым и буйным темпераментом. На его совести несколько убийств, за которые он понёс наказания, сидел в тюрьме, был в ссылке. Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо.
Флоренция, Рим, Пиза, Болонья, Сиена, Париж… Золотых дел Мастер работал при Папском дворе и при дворе Короля Франции. Его девиз — “Summa tulisse juvat”, «Высшее сладко нести» .
Но всегда возвращался во Флоренцию. Здесь был его дом. Несмотря на буйный нрав, Бенвенуто был почтительным сыном, образцовым семьянином, гостеприимным хозяином и… единственным человеком, который смог бы создать Персея.
Заказчик скульптуры — Козимо I из рода Медичи, правящий во Флоренции в середине XVI века. Для Козимо искусство- пропаганда. Так он показал, как расправился с Республикой и установил диктатуру Медичи.
Персей изображён в момент триумфа. Он совершил трудный подвиг. Сын Зевса и Данаи победил ужасную Горгону. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. У ног Героя извивается в судорогах смерти тело Медузы. Любопытно, что Челлини изображает Медузу Горгону не как чудовище, тело которой покрывала блестящая и крепкая чешуя, а как прекрасную молодую женщину.
Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма.


Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц. Он подробно рассказывает, как получил заказ, как работал, кто ему помогал и кто мешал, как отливали бронзу в мастерской на улице борго Пинти во Флоренции. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, поэтому она продвигалась медленно. Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет.
В мастерской случился пожар, и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». Во время самого ответственного момента отлива бронзы пришлось бросить в огонь всю оловянную утварь, которая была в доме. Блюда, чашки, тарелки, каковых было около 200, Челлини велел бросить в горн, чтобы бронза сделалась жидкой и форма наполнилась. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь.
История «Персея» — настоящий детектив, здесь есть и болезнь Мастера, и отсутствие финансирования, и зависть конкурентов, и тд.
Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня… за это время купили новую глиняную посуду, и « все мы весело пообедали…»
Бенвенуто Челлини о себе:
« Я сущий великий дьявол, потому что сделал то, чего искусство не могло сделать; и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола»….

Скульптура великолепная, мистическая. О загадках «Персея» я расскажу во время экскурсии.